Учитель-логопед

Развиваем у детей общительность

Обучение составлению рассказов в дошкольном возрасте – важная задача речевого развития детей. Особенно это актуально для детей, страдающих речевой патологией, так как их речь эмоционально и интонационно невыразительна, наполнена короткими и простыми по структуре предложениями, а планирование высказываний и последовательность изложения затруднены.

В разных аспектах вопросы связной речи рассматривались К.Д Ушинским, Е.А.Флериной, Е.И.Тихеевой, А.М.Бородич, Ф.А.Сохиным и др.

Изучая статьи Е.И. Тихеевой, убеждаешься в том, что «…гораздо легче научиться высказывать свои мысли, чем их приобретать и формировать. Мысль ясная, обусловленная точным знанием, самостоятельно добытая человеком всегда найдет свое словесное выражение. Облегчить этот процесс, ему содействовать – основная цель школы речи».

Достижению этой цели способствует коррекционно-развивающее обучение дошкольников, предполагающее комплексное восстановление фонетико-фонематических, лексико-грамматических представлений и связной речи, основная функция которой заключается в развитии у детей коммуникативных навыков.

Обучение ребят логичным, развернутым и связным высказываниям постепенно приводит к появлению в детской речи более сложной формы – монолога, направленного на предварительное планирование передаваемой информации.

За годы работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, я познакомилась с приемами и технологиями совершенствования связной речи, предложенными разными авторами (Г.А.Глинка, Коноваленко С.В., Коноваленко В.В, Пожиленко Е.А, Филичева Т.Б., Туманова Т.В, Нищева Н,В, Ефименкова Л.Н. и др.), смогла выбрать наиболее доступные и интересные для своих занятий. Это игровые приемы проведения занятий по развитию речи, упражнения в пересказе во время предварительной работы, дидактические игры и упражнения, мотивирующие детей в составлении коротких рассказов по следам демонстрируемых действий. А схемы для составления описательных рассказов, разработанные Т.А.Ткаченко, дают дошкольникам возможность запомнить последовательность изложения, перейти постепенно от схемы к самостоятельному высказыванию.

Разнообразие приемов помогает соединить все структурные компоненты занятия, дает возможность перенести акценты с конечного результата на систему действий для получения этого результата, построить занятие таким образом, чтобы дошколята могли самостоятельно составить рассказ.

Детей с речевой патологией необходимо постоянно побуждать к высказыванию, используя систему практических упражнений, активизирующих речевую деятельность. Чем чаще дети вступают в диалог со сверстниками, пересказывают знакомые и вновь услышанные тексты, тем активнее участвуют в процессе создания монолога, следовательно, развивают и совершенствуют свои коммуникативные возможности.

Мои занятия планируются таким образом, чтобы дети могли выполнить практическое упражнение в применении той или иной грамматической формы и в тоже время имели бы возможность установить связующее звено в структуре рассказа. В результате появляются небольшие сказки (рассказы), которые очень нравятся детям.

Процесс создания сказки (рассказа) помогает ребятишкам раскрепоститься, захватывает и увлекает их.

На первых занятиях выполнить задание самостоятельно могут более подготовленные дети, но в процессе обучения и практического тренинга все становятся активными участниками. Каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, составить свой рассказ или сказку. На одном занятии детям удается пересказать составленный рассказ по цепочке, и заслушать рассказы 4-5 сверстников. Дальнейшая работа по закреплению монолога проводится во второй половине дня воспитателями или в домашних условиях родителями.

 

 

 
 
 

Авторизация